+38 (044) 593-88-26 +38 (067) 548-20-65
+38 (044) 593-88-27 +38 (067) 473-40-83
Обратный звонок
Продукция Акустические системы Проектирование Инструкции монтажа Многое о звукоизоляции Документация

Звукоизоляция домашней студии


При современном развитии «железных» и «программных» компьютерных технологий вполне реально создать профессиональную студию звукозаписи в пределах квартиры.

Нам предстояло вписать полноценную студию звукозаписи в обычную квартиру в центре Москвы, предусмотреть все вытекающие из этого последствия и предотвратить некоторые из них. А как показало изучение помещения, последствия необдуманных действий могли быть катастрофическими.

Требовалось найти оптимальное решение следующих задач:
— планировка помещения по зонам (тоновая, аппаратная, зона отдыха / кухня) и размещение оборудования;
— размеры и конфигурация тоновой;
— внутренние акустические условия, соответствующие размеру тоновой;
— звукоизоляция тоновой;
— звукоизоляция студии в целом;
— вентиляция и кондиционирование;
— способность перекрытий выдержать вес звукоизолирующих конструкций;
— дизайн помещений;

Дизайном начинали заниматься специалисты высокой квалификации, но узкого профиля, поэтому их проектные решения не учитывали всего спектра проблем. В итоге дизайну помещений был присвоен минимальный приоритет, а инженерные решения стали основой для проектирования и строительства. Безусловно, одной из наиболее сложных проблем было обеспечение минимального веса конструкции при достаточной звукоизоляции. А расчетный вес комнаты (без оборудования и музыкантов) превышал 4200 кг. Перекрытия, отремонтированные вскоре после второй мировой войны в доме, построенном до первой мировой, не могли выдержать требуемого увеличения нагрузки. Если бы не удалось получить разрешение на установку в подвале дополнительных опор под несущими балками, проект был бы обречен на провал в самом прямом смысле слова. Таким образом, сам факт расположения квартиры на первом этаже способствовал решению сразу двух проблем: безопасное увеличение нагрузки на пол и снижение требований по изоляции ударного шума. Удачным оказалось и направление несущих балок, иное расположение которых могло бы значительно повысить передачу структурных шумов в соседнюю квартиру. Теперь двойной «плавающий» пол, фанера, гипсокартон, минеральная вата и еще кое-что, хитро скомбинированное в виде отдельного домика внутри квартиры, обеспечили звукоизоляцию, достаточную для спокойного сна соседей и санитарной инспекции. Даже разгон басового комбо-усилителя на полную мощность не приводит к появлению соседей и незнакомых граждан перед входной дверью.

Этот результат не мог бы быть достигнут без применения специальных мер по поглощению шума, распространяющегося по вентиляционным каналам. А схема вентиляции получилась не такой уж и простой. Предложенная система центрального кондиционирования оказалась слишком громоздкой и дорогой, и от нее пришлось отказаться, а установку двух сплит-систем, обеспечивающих только температурный режим, пришлось дополнить системой приточно-вытяжной вентиляции. Воздухообмен в тоновой обеспечивается отдельной системой, в которой предусмотрено регулирование рассчитанного с некоторым избытком (250 м3/ч), потока воздуха. Уменьшением скорости вращения канальных вентиляторов можно дополнительно понизить уровень фонового шума при выполнении записей, требующих создания широкого динамического диапазона. Так, при уменьшении подачи воздуха до 120 м3/ч, что достаточно для обеспечения интенсивной деятельности двух человек, уровень шума в зоне подачи воздуха снижается с 38 до 29 дБА. В дополнение к стандартным канальным шумоглушителям, включенным в систему вентиляции тоновой, были устроены специальные конструкции, компенсирующие их недостаточное поглощение звука на низких и средних частотах. Конструкция для приточной вентиляции размещена на внешней поверхности стены тоновой. После нее приточный воздух поступает в воздухораспределительный короб и подается к полу вдоль двух стен. Проходные сечения увеличиваются, а скорость воздушного потока постепенно уменьшается по мере приближения к внутреннему объему тоновой. Часть шумоглушителя для вытяжки размещена внутри потолка и использует объем, образовавшийся при оптимизации геометрии внутренних поверхностей тоновой. Другая его часть вынесена за пределы тоновой и расположена за подвесным потолком. Описанная система позволяет одновременно избавиться от проникновения шума вентиляторов в тоновую и не уменьшить индекс звукоизоляции стен появлением двух сквозных проемов – для притока и вытяжки воздуха (сечением по 600 см2 каждый, что в смысле звукоизоляции равносильно двум открытым форточкам).

tec1Не остались без особого внимания и двери. Найти настоящие импортные звукоизолирующие двери удалось, но их цена оказалась ненастоящей, да и сроки поставки – неподходящими. Пришлось долго объяснять московским изготовителям железных дверей, что и как должно быть сделано: зачем двойное уплотнение, как засыпать песком, как сделать, чтобы он потом не высыпался… Жаль было только монтажников, притащивших эти двери, когда выяснилось, что установочные отверстия в каркасе просверлены не в ту сторону. Исправлять пришлось на заводе. Зато получившиеся двери принципиально не способны «найти» собственные резонансные частоты, а установленные на них доводчики нужны преимущественно для предотвращения удара при закрывании. Вес дверей получился несколько больше необходимого, так как изготовителям потребовалась бы значительная переделка оборудования под использование профиля меньшего сечения. Но если учесть монтажные зазоры и погрешности звукоизоляции в уплотнениях, то характеристики всей конструкции можно считать соответствующими стене, 1 м2 которой весит около 65 кг.

Аппаратная отделена от тоновой и зоны отдыха еще одной стеной, конструкция которой также предусматривает установку звукоизолирующей двери. При этом тамбур между тоновой и аппаратной отсутствует как таковой, а двери открываются в зону отдыха и расположены под углом чуть меньше 90° неподалеку друг от друга. Потолочное перекрытие в пределах аппаратной было снабжено звукоизолирующими панелями ЗИПС и подвесным потолком Ecophon.

Промежутки между конструкцией тоновой и ближайшими стенами были снабжены необходимым количеством звукопоглощающего материала, что в сочетании с непараллельностью этих поверхностей обеспечило дополнительное улучшение звукоизоляции.

tec2Тоновая полезной площадью 7,3 м2 кв проектировалась как помещение с мертвой акустикой. Не была упущена и возможность задавать взаимное расположение стен тоновой. Противоположные стены не параллельны, а смежные не образуют между собой прямых углов. Внутренняя акустическая отделка дорабатывалась в процессе строительства на основании измерений времени реверберации на частотах 63 – 20 000 Гц. В результате измеренное время реверберации составляет 70 – 90 мс в диапазоне 250 – 20 000 Гц, увеличивается приблизительно до 120 мс при 160 Гц и не поддается корректному измерению при более низких частотах вследствие ограничений методики, использующей быстрое преобразование Фурье (FFT). Однако на основании измерений, выполненных при неполной отделке звукопоглощающими материалами (когда время реверберации на самых низких частотах еще поддавалось измерению), можно предположить, что теперь оно не превышает 150 – 200 мс на частотах 125 – 100 Гц и 200 – 300 мс на 80 – 63 Гц. В этом помещении практически невозможно услышать какое-либо эхо, что в сочетании с подавлением собственного резонанса оконного стекла (за счет особого конструктивного решения) позволяет записывать неокрашенное звучание голоса и акустических инструментов. Особенности внутреннего устройства тоновой показаны на фотографиях.

Для создания возможности более адекватного мониторинга было решено дополнить звукопоглощение подвесного потолка Ecophon поглощением звука тыльной стеной. Последняя была отделана панелями Ecophon, установленными на относе 100 мм, образовавшийся при этом свободный объем заполнен минеральной ватой. Гипсокартонные боковые стены аппаратной демпфированы заполнением полостей минеральной ватой средней плотности, а места, требующие внимания при акустической настройке, не заняты каким-либо оборудованием, что позволяет выполнить ее при необходимости.

Итак, строительный этап закончен, мусор убран, специфический запах свежего ремонта будоражит ноздри. Необходимые измерения сделаны, акустические параметры в расчетной норме. Все получилось очень вкусно. Осталась «мелочь» – поставить, подключить и настроить необходимое оборудование.

tec3Посмотрим, как это реализовано в данном проекте. По периметру тоновой в стены встроены пять коммутационных панелей с разъемами для подключения микрофонов, музыкальных инструментов и мониторных наушников, а также розетки для питания приборов. Установленный в тоновой мониторный усилитель раздает сигналы непосредственно на наушники или при необходимости подключается к ближайшей панели. Таким образом, мониторный сигнал можно получить в любом месте тоновой. Для этого некоторые панели имеют между собой прямую коммутацию, что позволяет музыканту выбрать наиболее удобное место подключения, находясь в любой части студии, не зависеть от расположения «комбика» и не топтаться по кабелям. Кроме того, избыток провода можно уложить в легко открывающийся кабельный канал, перфорированная конструкция которого дает возможность выпустить кабель в любом удобном месте. Конструкция кабельной трассы, связывающей тоновую и аппаратную, допускает прокладку любых дополнительных кабелей, если этого потребует появление в будущем новых технологий и приборов. Из тоновой часть сигналов поступает на «пачбэй», часть сразу на входы цифровой микшерской консоли Yamaha. С «пачбэя» сигнал можно послать либо на входы микшера, либо непосредственно в модуль звуковой карты компьютера. Если необходимо, в цепь можно включить предусилители, компрессоры, интонаторы и любые другие приборы. Какой смысл так усложнять? Если вы строите студию под какие-то конкретные проекты – это одно дело. Тут все предельно ясно, ничего лишнего, все на своем месте, закоммутировано намертво. Современный софт имеет массу плагинов-имитаторов ламповых предусилителей, «голов» различных «комбиков», программных компрессоров, пич-шифтеров (программ сдвига высоты тона). Перечислять можно очень долго, а уж описывать функционал современного программного обеспечения для записи и обработки звука я бы не взялся, даже имея в своем распоряжении весьобъем журнала. Сиди, изучай, экспериментируй, работай. Но! Для записи качественного демоматериала этого будет вполне достаточно. Купил двухканальную карточку с хорошим оцифровщиком, прописал один инструмент, наложил второй и т.д. Единственная проблема с барабанами, но вряд ли вы позволите себе дома писать их «живьем». Существует еще одна сторона…лицензия качественного звукового софта стоит достаточно дорого и не всем по карману, а пиратские версии не всегда корректно работают, да и с этической точки зрения…впрочем, не об этом. «Железо» – есть «железо». Ламповый предусилитель-компрессор Drawmer 1960, к примеру, вряд ли вы сможете заменить каким-нибудь имитатором. Имея некоторый необходимый парк микрофонов и экспериментируя с различными предусилителями, можно добиться поистине уникального звучания. Или наоборот, получить «теплый» классический вокал. При записи электронных инструментов в приборах обработки вообще нет никакой необходимости.

Совершенно иначе обстоит дело при записи «живых» инструментов. В этом случае поле для экспериментов неограниченно. Поскольку тоновая данной студии построена по принципу помещения с «мертвой» акустикой, с записью акустических инструментов все более-менее ясно. А вот как писать электроинструменты, использующие «комбики», тут вам открыты все пути-дороги. Различные типы микрофонов, снимающих сигнал с разных позиций относительно драйвера «кабинета», посыл с линии чистого звука, с предусилителя «головы» вашего комбика причем не обязательно одного, различные комбинации «голов» и «кабинетов», обработок, примочек…все это можно единовременно прописать на отдельные дорожки и «нарулить» совершенно уникальное звучание.<>br При проектировании учитывалась и тенденция записывать всю команду «живьем» (так называемая репетиционная запись). Кое-кто предпочитает записываться именно так, не все вылизано, присутствует некоторая лажа (кто из нас не без греха :-))), но «драйв» «живого» исполнения, как вы понимаете, ничто не заменит. Вы поймали время за хвост, так вы больше никогда не сыграете. «В одну реку нельзя войти дважды».

Записали. Из компьютерной системы записи сигнал снова отдается на микшерную консоль, откуда через мониторные выходы посылается в тоновую. На мониторы в аппаратной сигнал забирается с мастерового выхода пульта, что обеспечивает подачу индивидуальных миксов в наушники музыканта и мониторы звукорежиссера. С приборами записи и воспроизведения (проигрыватель CD, MD-рекордер и любое другое цифровое устройство) компьютер общается по цифре, что исключает любые потери при переконвертации. Клавишные инструменты, звуковые модули и драм-машины обмениваются командами между собой и с компьютером через восьмиканальный MIDI-интерфейс. Аудиовыходы опять же заведены на «пачбэй», что позволяет подключить их на входы консоли (это удобно при предварительной подготовке материала или при сведении на микшере) либо напрямую в систему записи на жесткий диск (если весь материал сводится внутри компьютера).

Таким образом, мы имеем достаточно гибкую систему, которая в полной мере позволит вам проявить свою индивидуальность и музыкальный вкус. Построенная студия наглядно доказывает, что при современном развитии «железных» и «программных» компьютерных технологий вполне реально создать профессиональную студию звукозаписи в пределах квартиры с возможностями, удовлетворяющими любым вкусам, и функционалом, о котором лет 10 – 15 назад могли только мечтать именитые студии звукозаписи. Все дело в профессиональном и творческом подходе к решению поставленной задачи.

Вверх